Алкоголизм

Милые люди эти «анонимные алкоголики». Приветливые, улыбчивые, словоохотливые. И вовсе не потому, что бросили пить. И уж тем более не потому, что анонимные. Просто в их программу, которая называется «12 шагов», включена перестройка поведения, где основное — установка на доброжелательность. Есть разница между тем, как бросают пить в Обществе анонимных алкоголиков и как хотели заставить нас бросить пить по Указу 1985 года. Тогда практически запретили продажу спиртного, а замеченного в употреблении выгоняли с работы или, скажем, снимали с поезда, если он пил в вагоне. Как же плохо надо было знать наш сильно пьющий народ, чтобы предположить, будто эти силовые приемы отвлекут нас от водки, тем более после того, как при Брежневе двадцать лет спаивали страну и приучили пить почти всех, почти все и почти всегда. Сухой закон вводили у нас дважды. После Закона 1914 года держава продержалась три года. После 1985 прошло немногим больше — страна развалилась через шесть лет, хотя считалась одной из двух великих, нерушимой. А в итоге пьют теперь даже больше, чем прежде, и еще беспощаднее к себе. Вот какая страшная разрушительная сила в запретах на алкоголь. А у «анонимных алкоголиков» все это выглядит мило и пристойно. Центр зависимости от алкоголя находится в так называемом лембическом мозге — это в затылочной части головы. Там же локализованы центры всех других зависимостей: от табака, от наркотиков, от всяческих сбоев в социальном поведении — таких, как сексуальные извращения, азартные игры, хулиганские поступки. А так же тяга к оружию, особенно ядерному, пропаганда войны. Главная же мысль заключается в том, что если центр всех зависимостей один, то и формируются эти зависимости по одной модели и разрушаются также сходным путем. Судя по статистике, многолетняя практика Общества оказалась успешной для миллионов людей из разных стран. Джеймс Кроссен предлагает избавляться от всех не нужных нам привычек по той же схеме, по которой в Обществе «АА» лечат от алкоголизма.

Ведь выпить в праздник рюмку-другую — это не порок. Вино, коньяк, а то и водка порой даже полезны. Увлечение идеей, игрой, человеком — тоже дело хорошее. Да и без сильных страстей жизнь выглядит пресной, скучной. От зависимости или от привычки, надо избавляться в том случае, если это создает проблемы со здоровьем или с социальным статусом. Вот это понятно: легкое застолье— хорошее дело, а пьянству — бой, тем более — хроническому алкоголизму. Курящий человек — зависим от табака, причем зависимость эта создает несомненные проблемы для здоровья. А вот играть в карты, ходить на ипподром, просиживать у игральных автоматов, которые на американский лад называют «однорукими бандитами», можно по-разному. Один слегка щекочет себе нервы, другой — проигрывается дотла. А теперь вспомним программу «анонимных алкоголиков». Она называется «12 шагов», но суть ее можно свести к трем этапам. Первый этап — признать свое поражение; сказать себе: да, я побежден и ничего сделать не могу, я алкоголик и останусь им навсегда. Но хитрость в том, чтобы, признав себя алкоголиком, проигравшим сражение, человек все-таки старался не пить. А анонимность здесь своеобразная, как в анекдоте о могиле неизвестного солдата, имя которого известно. А почему же неизвестного? Потому что не известно, был ли он солдатом. Так и здесь: анонимный потому, что не известно, алкоголик ли он. Второй этап, а осуществляются все этапы практически одновременно — воздержание от спиртного. Третий этап, который очень помогает реализации второго — длительные и откровенные беседы с другими анонимными алкоголиками. Они собираются человек по семь-десять и рассказывают друг другу, до какого глубокого падения довела их пагубная страсть, как они преодолевают тягу к водке, как ненавидят алкоголь и боятся его. Разумеется, такими встречами руководит опытный психолог. Но цель этих встреч не просто попугать друг друга и поделиться опытом преодоления, а гораздо более значительная — наполнить свою жизнь духовностью, заботой о других, доброжелательностью, осознанием своей зависимости от людей, от природы. Если вы столкнулись с данной проблемой то обращайтесь только к проверенным специалистам, таким как http://rcmeridian.ru/, это очень важно - не навредить.

Психолог, в свою очередь, помогает настроиться на соответствующий лад, обучает медитации.

Довольно скоро в глубоких структурах подсознания происходит перестройка, в результате которой пропадает тяга к алкоголю. Но это состояние следует поддерживать не только на должном поведенческом уровне, то есть не пить, но также на соответствующем уровне эмоций, мыслей и духовности. Иначе говоря, следует продолжать встречи с товарищами по ситуации, поддерживать в себе настрой на неприятие алкоголя, страх перед ним, на доброжелательность и благочестие. Человек, особенно человек в положении анонимного алкоголика, должен постоянно тренировать свои духовные мускулы. Эта мысль показалась мне едва ли не самой интересной в позиции американского профессора, и без того насыщенной оригинальными идеями и наблюдениями. Действительно, мы сетуем на нерегулярность тренирующих физических нагрузок. И правы. Но при этом упускаем из вида «упражнения в нравственности», без которых не может быть ни порядочного человека, ни цивилизованного общества. А нравственность формируется не столько в проповедях, они ее лишь провозглашают, сколько в поступках, ее утверждающих. Добрый человек лишь тот, кто совершает добрые дела. А уровень его доброты определяется количеством и качеством этих дел, помощью, которую он оказывает людям. Если центр всех этих бед локализован в одном месте, то избавившиеся от алкогольной зависимости, мы должны освободиться и от остального. Но это не так. Во-первых, раз возникнув, центр этот уже никогда не исчезает. Именно поэтому мы говорим, что алкоголик навсегда остается алкоголиком, даже если до конца своих дней не выпьет ни капли. Во-вторых, преодоление зависимости требует постепенности и последовательности. Избавившись от алкогольной зависимости и начав насыщать сферу своих жизненных интересов духовным содержанием, человек безусловно облегчает себе преодоление других видов зависимости.

Это происходит и в силу причин, связанных с физиологией высшей нервной деятельности, и по мотивам нравственного порядка. Если человек бросил пить, то со временем ему будет легче преодолеть тягу к курению, к азартным играм, к обжорству или укротить хулиганские наклонности. С любовью, как сами понимаете, все неизмеримо сложнее. А вот сексуальные извращения или стрессы, заряженные на социальные конфликты, вполне вписываются в предлагаемую нами модель. Скажем, неожиданная страсть добропорядочной женщины к какому-нибудь гнусному бандиту может сломать жизнь и ей и ее близким. Наша модель поможет ей относительно легко избавиться от неприятностей. Схема достаточно универсальна, чтобы использовать ее и для избавления от свойств, нарушающих гармонию отношения с окружающими, отравляющих собственное существование. К примеру, одним из отвратительнейших грехов наших считается зависть. Это абсолютно непродуктивное чувство замешано на социальной пассивности советского человека. Мы постоянно видели свое бессилие против государственной несправедливости, подавлявшей личность, мы не смели даже протестовать, выразить вслух свое недовольство хамством и бездарностью тогдашних хозяев жизни. Могли только тихо злиться и завидовать их всевластию и благополучию. Наши правители — и прежние и нынешние — всегда за социальным туманом недооценивали значение личностных качеств человека. А зря! Зависть, может быть, самое, главное препятствие в нынешнем экономическом переустройстве общества. Завистливый человек не может простить успехов никому, особенно близкому. Помощи от него не жди, а удара в спину в любой момент. Предлагаемая модель предоставляет хорошую возможность каждому самостоятельно избавляться от всех семи смертных грехов. Надо лишь иметь на то добрую волю.